Новости

4июня

Владимир Гамза: «Проектное финансирование - главный инструмент эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции»

4 июня состоялось совещание ОНФ по обсуждению «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения». Озвученные инициативы будут оформлены в пакет предложений и направлены для доработки общенационального плана восстановления экономики страны.

«Проектное финансирование - главный инструмент эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции и необходимо для обеспечения структурной, индустриальной и цифровой модернизации экономики», уверен Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, Председатель Экспертного совета «МАРЭР», Владимир Андреевич Гамза.

Ниже мы приводим тезисы его выступления полностью.

  • Общенациональный план действий - абсолютно правильное решение системного, а не ситуативного реагирования на нынешний кризис
  • Очень хорошо, что Президент и Правительство России привлекли к его подготовке все объединения предпринимателей: федеральные, отраслевые, региональные, и все мы активно в этом участвовали (ТПП России представила в Правительство комплексный пакет предложений)
  • к сожалению, не все наши предложения включены в План, но предусмотренные планом меры совершенно точно обеспечат в течение полутора лет восстановление экономики России до докризисного уровня
  • но этого мало – нам необходимо не только восстановление варианта экономической деятельности докризисного периода, а переход к новой экономической политике – от отстающего роста к догоняющему росту
  • показатели роста России за 30 лет: в 1,5 раза рост у нас ниже чем в среднем по миру, в  2 раза меньше Польши, в 2,5 раза ниже Турции, в 10 раз меньше Китая
  • последние 5 лет инвестиции в основной капитал относительно ВВП практически не росли – были около 17%, в 2020 году упадут ниже 16% ВВП
  • необходим опережающий рост инвестиций в основной капитал, прежде всего в отраслях несырьевой экономики, чтобы обеспечить структурную, индустриальную и цифровую модернизацию экономики
  • структура инвестиций в мире: 65%  – финансовый рынок, 25% - собственные средства, 10% - государство
  • структура инвестиций в России практически противоположная: собственные средства – 57%, финансовый рынок – 27% (в том числе банки – лишь 9%), государство – 16%
  • меры Общенационального плана действий по стимулированию инвестиций в целом правильные, но касаются в основном крупных проектов, системообразующих компаний и государственных капиталовложений
  • эти меры принципиально не изменят структуру инвестиций в России, не обеспечат их опережающий рост и, соответственно, догоняющий экономический рост страны
  • нерешаемая многие годы проблема: у нас в стране около 140 трлн руб. полной денежной массы (рубли и иностранная валюта), а инвестиции в основной капитал составляют лишь 19 трлн руб. (14%)
  • необходимо формирование нового общенационального эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции
  • главным инструментом такого механизма должно стать реальное (а не лишь так названное) проектное финансирование, отвечающее лучшим мировым стандартам в законодательстве и практике
  • у нас до сих пор нет системного законодательства о проектном финансировании  (паллиативные инструменты в законе о рынке ценных бумаг не работают) и ключевых институтов проектного финансирования, прежде всего инвестиционных банков (все наши банки – это кредитно-депозитные учреждения, не имеющие права осуществлять прямые инвестиции  без потери собственного капитала)
  • необходимо срочное принятие специального закона о проектном финансировании и национальной программы развития проектного финансирования в соответствии с мировым стандартами
  • не могу не сказать (возможно, уже в 1001-й раз), что невозможно организовать эффективный инвестиционный процесс без законодательного закрепления обязанности Банка России участвовать в обеспечении экономического роста инструментами денежно-кредитной политики
  • и еще – считаю целесообразным разделить данный план на два документа: краткосрочный план восстановления экономики на 2020-2021 годы (принять оперативно – он практически готов) и среднесрочный план развития и реформирования российской экономики на 2022-2026 годы.